КУНДАЛИНИ ЙОГА И СИКХИЗМ

Почему, практикующим Кундалини Йогу, необходимо знать и чувствовать философию Сикхской Дхармы?

Казалось бы, йога - это универсальная "психо-физическая" дисциплина, которую с успехом можно применять вне зависимости от вероисповедания и культурной принадлежности.
Да, Авраамические религии, зачастую, не рекомендуют практику повторения мантр и некоторые виды медитации, но всё же, даже их представители, порой, соглашаются с положительным эффектом от физической составляющей йоги.
И тем не менее, внутри каждой состоявшейся и проверенной временем йогический традиции, действительно стоит конкретная система взглядов и ценностей, "не физические" практики, мировоззренческие аспекты, без понимания которых, йога действительно окажется не более чем разновидностью фитнеса.

Кундалини йога традиции Йоги Бхаджана - довольно молодая школа йоги и в том современном виде, в котором она существует на сегодняшний момент, её возраст - около 50 лет.
Впрочем, тоже самое можно сказать и про другие уважаемые и популярные направления Хатха Йоги, такие как Йога Айенгара или, например Аштанга Виньяса Йога.
Но, в тот же момент, общим для этих направлений является также и то, что история этих традиций до момента их формирования в известные нам стили, имеет за собой долгую, не всегда доподлинно известную, родословную, сформированную по законам преемственности от Учителя к ученику, что в итоге, неминуемо упирается именно в "мистическо-религиозный" корень йоги.
Для сегодняшней Кундалини Йоги школы Йоги Бхаджана, этой первоосновой, началом и смыслом - является Учение Сикских Гуру, начавшееся с Гуру Нанака более 500 лет назад и завершившее своё становление Гуру Грантх Сахибом (Ади Грантх) - книгой, которая является самой полной квинтэссенцией Учения и воплощенным живым Гуру.

Парадокс состоит в том, что сами практики Кундалини Йоги, никогда не являлись частью Сикхизма, и скорее являются древним наследием некоего общего йогического опыта человечества, к которому я, в данном контексте, также отношу и всевозможные виды шаманизма и мистицизма.

Как же современные практики Кундалини Йоги "вписались" в Учение Сикхов? Напомню, что для древней "традиционной йоги", сикхская концепция "духовной жизни домохозяина" является новинкой, а мантры "Сат Нам" и "Вахе Гуру" - "новомодными".
Также и для сикхов, "индуисткая" в их восприятии, практика физической йоги, кажется им странным увлечением.
Для Сикхизма более характерно постоянное повторение Имён Бога, пение баджанов и чтение молитв, что скорее можно назвать "Наад йогой" и "Бхакти йогой", нежели Хатха или Кундалини.

Чтобы понять логику этой ситуации, необходимо вспомнить, что прежде чем, функционально стать религиозным институтом, каждая состоявшееся мировая религия, изначально была сектой, то есть новым, малочисленным, часто революционным для своего места и времени учением. Но именно на этой "свежей" стадии, можно более отчётливо увидеть сам духовный Путь, указанный Богом через Гуру, Пророка, Аватара и т.д.

Прямой по смыслу перевод слова Сикхизм - это "Ученичество". Сикхами Гуру Нанака, то есть по-просту -учениками, называли себя первые Его последователи. Важно понимать, что этими последователями были мусульмане и индуисты, от которых совсем не требовалось принимать другую веру, чтобы следовать за Гуру Нанаком!

Учение Нанака было революционным на момент своего рождения в том числе и тем, что не являлось религией как таковой, и в то время не противопоставляло себя Исламу и Индуизму, а объединяло все религии мира, как Учение о том, что все люди, НЕЗАВИСИМО ОТ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ и происхождения - равны и являются творением Единого (абсолютно для всех и всего) Бога.

Итак, согласные с Учением Гуру, с тем, что Бог един для всех, представители разных конфессий последовали за Нанаком и стали называть себя Его учениками, то есть Сикхами.
Дальнейшая история Учения напоминает нам историю всех современных религий - чтобы выжить в среде "духовной конкуренции", где далеко не все люди считают, что миру нужная смена устоявшейся духовной парадигмы, Учение стало "обрастать броней", то есть обретать все более конкретные "внешние" черты и правила жизнеустройства. С годами, политика и социальная компонента, соединились с изначальной духовной составляющей (в Сикхизме это выражено в принципе "Мири Пири") и мир, вместо Учения о том, что "нет никаких индусов, нет никаких мусульман", получил сикхов и новую религию - Сикхизм. Именно религию, то есть полноценный институт управления и контроля социальной и духовной жизнью человека.

И тем не менее, несмотря на то, что из необходимости выживания, Сикхизм чётко "отгородил" себя от всего "индуисткого" и "исламского", подчеркнув "сикхское", сама глубинная суть Учения Гуру Нанака остаётся неизменной. И весь Ади Грантх пропитан этой сутью - красотой воспевания Божественного Имени, ароматом благодарности Единому Богу, вкусом служения и смирения и т.д.
Там же, "черным по белому", выражено и отношение к йоге и к йогинам.
Говоря своими словами, отношение это примерно следующее: какая польза в том, чтоб развивать в себе невероятные психические и физические возможности, если НЕ СЛУЖИТЬ ПРИ ЭТОМ ЛЮДЯМ и на славить Единого Бога, дарующего человеку и его тело и ум и весь мир вокруг?

Вот здесь нужно окончательно расставить всё по местам!

Если мы обратимся к истории тех самых древних мистических ПРАКТИК йоги, которые являются технической основой всех сегодняшних направлений, то мы выясним, что традиционно, они предполагали конкретный, исключительно АСКЕТИЧНЫЙ образ жизни. То есть йогином мог стать избранный человек, из соответствующей касты, ушедший из социальной среды, полностью сосредоточивший свои усилия на тайных практиках самосовершенствования. Ашрам, пещера, полное уединение с Учителем и остальными учениками, если таковые были - исторически традиционны для йоги. А значит, важно понимать то, что Гуру Нанак, а в последствии вся мысль Учения, выраженная в Ади Грантх, с критикой обращаются именно к такому йогину, к человеку, который не объединил, а противопоставил духовное социальному, не интегрировал свою практику и свои навыки в служении человечеству!

Но как бы отнёсся Гуру Нанак к такой йоге, в которой практикующие словом и делом разделяли бы его взгляды?
Стал бы Гуру критиковать йогинов, которые направляли бы свои способности в служение Богу и улучшение жизни сообщества?

По сути, это вопрос, как бы задаёт нам сам Йоги Бхаджан - основатель Кундалини Йоги!
И сам же даёт ответ, гениально вплетая йоговские техники развития осознанности и психического равновесия в Учение о Едином Боге и братстве людей - в Сикхизм.
По сути, Йоги Бхаджан делает такой же шаг в сторону расширения границ и всеобщей интеграции всего со всем, как и в своё время сделал Гуру Нанак.

Так почему, практикующим Кундалини Йогу, необходимо знать и чувствовать философию сикхской дхармы?
Потому что именно Сикхская Дхарма является оправданием, смыслом и целью всех этих кундалини практик и состояний, достигаемых этим практиками!
Сикхская Дхарма, как Учение о том что Бог един для всех, Сикхская Дхарма, как Учение о том, что вне зависимости от конфессиональной формы, мы должны неустанно поддерживать друг друга, делиться друг с другом вниманием и заботой, жить в атмосфере сердечного служения Богу.
Действительно, разве есть какой-то смысл скрываться от проблем жизни? Нет, хотя бы потому, что это бесполезное бегство от самого себя, неминуемо обречённое на провал!
Так может есть смысл качественно развивать свои физические и психические возможности (то есть практиковать кундалини йогу), не противопоставляя себя обществу с его "обыденностью" и "повседневностью" , а КАК РАЗ ДЛЯ ТОГО, чтобы эффективней и радостней справляться с жизненными ситуациями, трудностями и задачами, которыми пропитана наша земная жизнь?

Именно такую идею воплотил Йоги Бхаджан, соединив Учение Сикхских Гуру с мощными практиками йоги и медитации!
Думаю, если бы современные "традиционные" сикхи, понимали такую логику Йоги Бхаджана, вероятно, мы бы не встречали их неоднозначное отношение к "белым сикхам-йогам".
Однако, нам не за что их винить, достаточно взглянуть на тяжёлую историю становления Сикхизма, как состоявшейся религии.

Так что же мы имеем в итоге?

Вопрос: для чего были сформированы известные сегодня практики Кундалини Йоги?
Ответ: чтобы человек мог оставаться в гармонии и внутренней духовной силе в самые непростые времена и обстоятельства!
Вопрос: можно ли практиковать кундалини йогу людям, которые исповедуют НЕ сикхизм, а иную религию?
Ответ: да, так как изначально и всегда, Сикхизм - это Учение о том, что Бог Един для всех людей, вне зависимости от национальности и вероисповедания!
Вопрос: Кундалини Йога, с её "индуистким стилем" повторения Сикхских мантр, упражнениями, дающими ощутимый опыт расширения сознания, даёт ли ответы или интерпретацию этого опыта?
Ответ: да, эти ответы мы находим в Учении Гуру Нанака, который учит интегрировать опыт внутреннего пробуждения в служение Единому Богу и сообществу людей!
Вопрос: почему тогда не выбрать путь Сикхской Дхармы в "чистом виде" без йоги?
Ответ: потому что все религии мира, в том числе и Сикхизм, выражаясь метафорически, учат "играть на инструменте души", а йога - это искусство точной "настройки этого инструмента".

Подведем итог: мы должны поддерживать своё психическое и физическое здоровье, повышать уровень чувствительности и осознанности, развивать свой характер и укреплять дух! Это даёт регулярная практика Кундалини Йоги.
Но мы должны уметь применять результаты этих практик в активной социальной жизни! То есть своевременно выполнять свои обязательства, демонстрировать пример простой и честной жизни, принося пользу окружающим, избегая эгоистического самолюбования. Должны с благодарностью видеть во всем лишь Божий промысел. А все это и есть - Сикхская Дхарма. https://vk.com/seminarky

Счастья, здоровья, благословения нам, нашим близким и всем людям на Земле! Алексей Владовский