ЙОГА НА КОВРИКЕ И БЕЗ
Занимаясь йогой, я часто слышала слова мастеров о том, что важна не только финальная поза, которую вы выполняете, а важен процесс входа в асану и выход из нее. Почему?
Есть в физиологии такое понятие «двигательный стереотип». Проще говоря, мы все привыкли в детства двигаться определённым образом - это то как мы ходим, сидим, подносим ложку ко рту, чистим зубы и так далее. Это индивидуальная пластика, грация, поза, особенности жестикуляции, позволяющие безошибочно узнать знакомого человека по походке, не видя его лица.
Наш двигательный стереотип формируется с первых дней жизни, с первых движений в жизни. Дети грудного возраста считывают с окружающих их близких людей и записывают на подкорку не только модели поведения, но и стереотипы движений. А ведь зачастую двигательный стереотипы людей, находящихся рядом с нами (мамы, папы, бабушки и т д), далеки от совершенства.
А потом на этот двигательный стереотип накладываются особенности нашей жизни, связанные с видами деятельности, которыми мы занимаемся регулярно, - кто-то за компьютером весь день сидит, а кто-то танцует, кто-то кирпичи кладет, а кто-то на скрипке играет. Согласитесь, совсем разные виды деятельности, требующие совершенно разных движений? Это называется «профессиональный телесный принт». Он огромную роль оказывает на двигательный стереотип человека и его здоровье. У артистов балета с годами - одни проф.заболевания, а у офисных работников - совсем другие.
Еще один важный фактор, влияющий на наши движения, - это «психос» или психика. Наше ощущение себя в этом мире отражается на нашем движении. Мы себя либо царственно несем, либо стараемся прошмыгнуть незаметно среди окружающих. Либо ногами сваи вколачиваем, либо легкой поступью идем по жизни. Все наши эмоции, особенно невыраженные, наше отношение к жизни зашиты глубоко в теле.
И вот со всем этим букетом мы приходим на йогу, принося с собой двигательные стереотипы мам и бабушек, «рабочий корсет» и эмоцуху, а частенько еще и перенесенные травмы, последствия которых остались в теле.
Изучая остеопатию, я в какой-то момент обратила внимание на то, как двигаются мои родители и какие имеют проблемы с возрастом. И вдруг.. увидела многое из того, что есть у меня уже))) А потом посмотрела на себя с точки зрения тех эмоциональных заморочек, которые за собой замечаю, - и тоже нашла их отражение в теле в виде рисунка напряжений.
Так, например, зажатый таз - это проблемы сексуальности, которую мы в себе не принимаем (а может, кто-то когда-то нам сказал, что плохо ее проявлять?). Зажатая шея отражает желание все постоянно держать под контролем и отсутствие базового доверия к миру. Поджатые плечи и сутулость - это страх боли, боли быть непринятым, отвергнутым. Очень хорошо об этом Лиз Бурбо пишет. Люблю ее книги.
Осознание собственного движения - это первый этап к совершенству. А дальше - работа над собой. Йога - это отличный способ усовершенствовать сложившийся двигательный стереотип. А через работу с телом можно разобраться со многими своими эмоциональными заморочками. Тело ведь глубоко психосоматично.
Я давно заметила, что когда работаешь со своими слабыми местами в асанах, с тем, что не идет и не получается, часто жизнь подкидывает определенные проблемные ситуации, которые нужно проработать. Как правило, такие ситуации в жизни были и либо мы от них уходили, либо не решали их. И если решаешь такую ситуацию в жизни, то и проблемные асаны сразу начинают получаться.
А еще тут помогают идеомоторные тренировки, когда ты себя представляешь в той асане, которая не получается. И представляешь в деталях, какой ты должна быть (или должен быть), чтобы легко выполнять эту асану. Тут и у тела, и у сознания мгновенно возникает вектор развития.
Вход, пребывание в асане и выход из нее - это процесс непрерывного целостного движения, именно тут вы и нарабатываете новый двигательный стереотип. Не разрывайте этот процесс. Не думайте, что неважно, КАК вы входите в асану и выходите из нее. Это важно не менее, чем сама асана. Пусть йога будет целостным и осознанным движением начиная с того момента, когда вы встали на коврик в начале занятия и заканчивая шавасаной.
Но самое главное - не просто позаниматься под голос инструктора в зале, а выйдя из зала вынести новый двигательный и эмоциональный стереотип в жизнь, продолжая нести то, что вы наработали на коврике в жизнь))) Шнурки-то завязывать можно и в уттанасане, а вовремя поездки в метро - отстраивать позвоночник как в тадасане и отрабатывать внутреннюю улыбку)))
Желаю Вам гармонии на коврике и в жизни))) Автор: Екатерина Кюппар