ВЕДЕНИЕ «ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА»
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЕСТИ ДНЕВНИК
Йоги Бхаджан часто просил своих учеников что-то написать на заданную тему, провести самоанализ или описывать свой опыт, прошлый или текущий. Такие задания он давал с целью сделать процесс обучения более глубоким.
Ведение дневника позволяет глубже усваивать материал, так чтобы мы могли применять его в своей жизни, обрели мастерство и мудрость. Это не просто ежедневник или описание событий и личных чувств, которые можно сделать без самоанализа, без изменения угла зрения и без оценки того, как можно применить те или иные техники и приёмы в реальных ситуациях. Процесс, в котором мы предстаем вам участвовать, — это ведение своего рода учебного журнала. Вы должны будете оценивать свой опыт, используя техники и концепции, с которыми познакомились на тренинге «Трансформация», и ставить перед собой вопросы такого рода:
ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ?
- Как я могу применить это в разных сферах своей жизни?
- Как это поможет мне повысить свою способность учить и служить?
- Как я мог бы использовать эти техники в ситуациях, в которых в прошлом мне не хватало осознанности, приобретённой на этом курсе?
- Как приобретённые мной знания и опыт повлияют на других людей?
КАК ВЕСТИ ДНЕВНИК
Существует много способов ведения дневников. Мы здесь используем такой подход: вам нужно будет записывать свои наблюдения о себе, о мире, о своём опыте, о своей практике и рассматривать их с разных точек зрения, использовать свои озарения самим и делиться ими с другими участниками группы или с ведущим.
Вы можете пользоваться обычными материалами: бумагой и ручкой. Или можете использовать компьютер. Или даже можете найти какой-нибудь онлайн-журнал (платный или бесплатный) с возможностью выбора дизайна, шифровкой данных, указанием и поиском страниц. Выберите то, что вам больше нравится, или то, что рекомендовано непосредственно на вашем тренинге.
Кроме этого, рекомендации такие: датируйте каждую свою запись; возьмите за правило каждый день добавлять в дневник какую-нибудь цитату Йоги Бхаджана по теме данного курса; берите цитаты из разных источников, чтобы обеспечить себе более широкое поле для размышлений.
Предполагается, что вы потратите на ведение дневника по крайней мере 3 часа. В действительности многие ученики находят эту практику настолько полезной, что уделяют этому в среднем от 30 до 120 часов, продолжая вести записи в течение нескольких месяцев. Ведение дневника нужно вам как во время тренинга, так и вне учебных условий. Занятие в классе позволяет собрать вместе все «ингредиенты» и обеспечивает нужный «нагрев», но, для того чтобы что-то «испеклось», необходимо применение техник на практике и усвоение всех своих осознаний и чувств. Это требует времени, терпения, упорства и дисциплины. Поэтому ведите дневник хотя бы 40 дней. Мы рекомендуем 120 дней, чтобы вы могли наблюдать динамику своих усилий и чтобы приобретённые вами навыки стали осознанными и органично вплелись в вашу жизнь. Многие, проходя все модули «Трансформации», продолжают вести дневник, начатый на одном курсе, на следующем курсе и так далее, чтобы видеть и осознавать все изменения, через которые они проходят в процессе становления учителем.
Формат дневника несколько необычен. Каждый день вы должны вести записи, используя пять подходов:
Первый подход: Сделайте несколько глубоких дыханий. Успокойтесь. Откройтесь всему, что вы чувствовали, наблюдали, представляли и делали в течение этого дня. Будьте полностью открыты, без всякой цензуры и редактирования, и начните писать. Можете писать последовательно, можете перескакивать, переходя от опыта к идеям, от идей к чувствам — как хотите. Это ваш индивидуальный способ выражения. Пишите о внутренних и внешних вещах, которые имеют отношение к содержанию данного модуля. Например, на курсе «Осознанная коммуникация» вы можете описать, как вы разговаривали с друзьями, врагами, коллегами; насколько эффективной или нет была коммуникация, когда произошло какое-то важное событие; что вы осознали, прочитав знакомое писание или другой вдохновляющий источник; или как вы общались неосознанно и как бы сделали это иначе в будущем, применяя принципы осознанной коммуникации. Можете уделить этому столько времени, сколько захотите.
Второй подход: Просмотрите то, что вы только что написали. Опишите всё то же самое, только с точки зрения Негативного Ума. Негативный Ум, с целью защитить вас, фильтрует опыт, выявляя то, что было неправильно, и указывая вам на ошибки.
Третий подход: Теперь, не останавливаясь, опишите тот же опыт с точки зрения Позитивного Ума. Позитивный Ум фильтрует опыт, выискивая возможности, пути реализации того, что вы хотите, расширения или движения вперёд, а также выявляет навыки, чувства и действия, которые вы хотели бы использовать или улучшить.
Четвёртый подход: Войдите в свой Нейтральный Ум. Просмотрите то, что вы написали с предыдущих точек зрения — Негативного и Позитивного Умов. Нейтральный Ум оценивает всё с позиции вашего сознания, вашей идентичности, интуиции и последствий, ближайших и отдалённых. Быстро напишите, что вы увидели с этой точки зрения: что вы осознали, какие выводы сделали, какие благоприятные качества продемонстрировали, была ли целостность в ваших действиях, каковы результаты, положительные и отрицательные.
Пятый подход: На некоторое время освободитесь от всех мыслей. Войдите в состояние «нуля» (шуньи) и напишите комментарий сточки зрения своего внутреннего «я». Это ваше собственное мнение, высказанное самому себе. Простое, прямое и истинное. Оно не должно быть умным или глубокомысленным, главное — истинным, отвечающим вашей реальности. Обычно оно бывает коротким.
После того как вы проделаете эту практику несколько раз, это начнёт происходить у вас легко и естественно, вы будете поворачивать разные грани своего ума и сознания, чтобы оценить то, что вы наблюдали, переживали и делали. Многим ученикам нравится также использовать цветовые обозначения, например, каждую точку зрения обводить в рамку своим цветом: Негативный Ум — красным, Позитивный Ум — зелёным, Нейтральный Ум — голубым, состояние шуньи — белым цветом, а первое, личное, описание — серым, коричневым или жёлтым, цветом земли.
В какой манере вы будете писать — абзацами, сплошным текстом, в стихотворной форме, в форме разговора между разными вашими частями — это ваше дело. У каждого из нас есть свой стиль, который нам ближе и лучше всего служит нашему самовыражению. Некоторые люди не привыкли писать, или стесняются, или чувствуют себя неуверенно.
Преодолейте свои сомнения и неуверенность — это ваши блоки. Ведение дневника —
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДНЕВНИК
Ведение дневника — это процесс «в режиме реального времени». В ходе его выполнения сам этот процесс оказывает на вас воздействие. А также это аналитический процесс, подразумевающий периодическую оценку и осмысление. Оглядывайтесь назад, на свои новые наработки, и оценивайте, насколько вы продвинулись в выявлении областей, требующих улучшения, какими навыками овладели, какие новые способности и идеи стали использовать в своей повседневной жизни и в преподавании.
Дневник также можно использовать для обсуждения. Вы можете просто делиться какими-то выдержками из своего дневника, описанием событий, своими идеями и вопросами, вовлекая другого ученика в диалог, так чтобы вы оба извлекли из этого опыта пользу. Если вы занимаетесь в группе, вы можете периодически — раз в 1-4 недели — собираться, чтобы обсудить свои наблюдения, оценить, в какой степени вам удалось интернализовать изменения и кристаллизовать их в своих действиях и восприятии, а также вместе подумать, как решать возникающие проблемы. Также вы можете проводить совместные медитации всей группой для поддержания развития в себе ключевых способностей. Или вы можете прорабатывать материалы своего дневника со своим преподавателем. Если вы участвуете в курсе, который длится несколько недель или состоит из нескольких сессий, дневник может оказать вам неоценимую помощь в формулировке вопросов на общих дискуссиях. А также он поможет вам сформулировать, как бы вы стали объяснять те или иные вопросы ученикам в личном общении и на занятиях в классе.
Мы надеемся, что ведение этого «путевого дневника» обогатит ваш опыт, полученный на данном модуле или на всём курсе «Трансформация», и вы будете снова и снова обращаться к своим записям, и они будут помогать вам не только в преподавании, но и в вашей жизни.