ВЕДЕНИЕ «ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА»

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЕСТИ ДНЕВНИК

Йоги Бхаджан часто просил своих учеников что-то написать на заданную тему, провести самоанализ или описывать свой опыт, прошлый или текущий. Такие задания он давал с целью сделать процесс обучения более глубоким.

Ведение дневника позволяет глубже усваивать материал, так чтобы мы могли применять его в своей жизни, обрели мастерство и мудрость. Это не просто ежедневник или описание событий и личных чувств, которые можно сделать без самоанализа, без изменения угла зрения и без оценки того, как можно применить те или иные техники и приёмы в реальных ситуациях. Процесс, в котором мы предстаем вам участвовать, — это ведение своего рода учебного журнала. Вы должны будете оценивать свой опыт, используя техники и концепции, с которыми познакомились на тренинге «Трансформация», и ставить перед собой вопросы такого рода:

ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ? 

- Как я могу применить это в разных сферах своей жизни?

- Как это поможет  мне повысить свою способность учить и служить?

- Как я мог бы использовать эти техники в ситуациях, в которых в прошлом мне не хватало осознанности, приобретённой на этом курсе?

- Как приобретённые мной знания и опыт повлияют на других людей?

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА 
 
Понять значение своего опыта как в классе, так и вне учебной обстановки, что касается темы данного курса.
 
Связать опыт, полученный в классе, с реальными жизненными ситуациями и со своей способностью уверенно применять приобретённые навыки.
 
Повысить свою способность отстраняться от потока своих мыслей и чувств и осознанно смотреть на себя со стороны.
 
Выработать привычку анализировать свою жизнь, основываясь на интуитивном чувстве и на критической оценке.
 
Осознать свои ограничения и свой потенциал.
 
Во всех сферах своей жизни постепенно развивать в себе качества учителя.
 
Заботиться о своём высшем «Я» и взращивать его.
 
Установить связи между знаниями, навыками и концепциями, приобретёнными на всех пяти модулях тренинга и сертификационной программы «Трансформация».
 
Взять на себя ответственность за свой рост и выработать такую позицию, что каждый из этих курсов — не просто определённые техники и идеи, они касаются нашего личностного, межличностного и надличностного пробуждения.
 

КАК ВЕСТИ ДНЕВНИК

Существует много способов ведения дневников. Мы здесь используем такой подход: вам нужно будет записывать свои наблюдения о себе, о мире, о своём опыте, о своей практике и рассматривать их с разных точек зрения, использовать свои озарения самим и делиться ими с другими участниками группы или с ведущим.

Вы можете пользоваться обычными материалами: бумагой и ручкой. Или можете использовать компьютер. Или даже можете найти какой-нибудь онлайн-журнал (платный или бесплатный) с возможностью выбора дизайна, шифровкой данных, указанием и поиском страниц. Выберите то, что вам больше нравится, или то, что рекомендовано непосредственно на вашем тренинге.

Кроме этого, рекомендации такие: датируйте каждую свою запись; возьмите за правило каждый день добавлять в дневник какую-нибудь цитату Йоги Бхаджана по теме данного курса; берите цитаты из разных источников, чтобы обеспечить себе более широкое поле для размышлений.

Предполагается, что вы потратите на ведение дневника по крайней мере 3 часа. В действительности многие ученики находят эту практику настолько полезной, что уделяют этому в среднем от 30 до 120 часов, продолжая вести записи в течение нескольких месяцев. Ведение дневника нужно вам как во время тренинга, так и вне учебных условий. Занятие в классе позволяет собрать вместе все «ингредиенты» и обеспечивает нужный «нагрев», но, для того чтобы что-то «испеклось», необходимо применение техник на практике и усвоение всех своих осознаний и чувств. Это требует времени, терпения, упорства и дисциплины. Поэтому ведите дневник хотя бы 40 дней. Мы рекомендуем 120 дней, чтобы вы могли наблюдать динамику своих усилий и чтобы приобретённые вами навыки стали осознанными и органично вплелись в вашу жизнь. Многие, проходя все модули «Трансформации», продолжают вести дневник, начатый на одном курсе, на следующем курсе и так далее, чтобы видеть и осознавать все изменения, через которые они проходят в процессе становления учителем.

Формат дневника несколько необычен. Каждый день вы должны вести записи, используя пять подходов:

Первый подход: Сделайте несколько глубоких дыханий. Успокойтесь. Откройтесь всему, что вы чувствовали, наблюдали, представляли и делали в течение этого дня. Будьте полностью открыты, без всякой цензуры и редактирования, и начните писать. Можете писать последовательно, можете перескакивать, переходя от опыта к идеям, от идей к чувствам — как хотите. Это ваш индивидуальный способ выражения. Пишите о внутренних и внешних вещах, которые имеют отношение к содержанию данного модуля. Например, на курсе «Осознанная коммуникация» вы можете описать, как вы разговаривали с друзьями, врагами, коллегами; насколько эффективной или нет была коммуникация, когда произошло какое-то важное событие; что вы осознали, прочитав знакомое писание или другой вдохновляющий источник; или как вы общались неосознанно и как бы сделали это иначе в будущем, применяя принципы осознанной коммуникации. Можете уделить этому столько времени, сколько захотите.

Второй подход: Просмотрите то, что вы только что написали. Опишите всё то же самое, только с точки зрения Негативного Ума. Негативный Ум, с целью защитить вас, фильтрует опыт, выявляя то, что было неправильно, и указывая вам на ошибки.

Третий подход: Теперь, не останавливаясь, опишите тот же опыт с точки зрения Позитивного Ума. Позитивный Ум фильтрует опыт, выискивая возможности, пути реализации того, что вы хотите, расширения или движения вперёд, а также выявляет навыки, чувства и действия, которые вы хотели бы использовать или улучшить.

Четвёртый подход: Войдите в свой Нейтральный Ум. Просмотрите то, что вы написали с предыдущих точек зрения — Негативного и Позитивного Умов. Нейтральный Ум оценивает всё с позиции вашего сознания, вашей идентичности, интуиции и последствий, ближайших и отдалённых. Быстро напишите, что вы увидели с этой точки зрения: что вы осознали, какие выводы сделали, какие благоприятные качества продемонстрировали, была ли целостность в ваших действиях, каковы результаты, положительные и отрицательные.

Пятый подход: На некоторое время освободитесь от всех мыслей. Войдите в состояние «нуля» (шуньи) и напишите комментарий сточки зрения своего внутреннего «я». Это ваше собственное мнение, высказанное самому себе. Простое, прямое и истинное. Оно не должно быть умным или глубокомысленным, главное — истинным, отвечающим вашей реальности. Обычно оно бывает коротким.

После того как вы проделаете эту практику несколько раз, это начнёт происходить у вас легко и естественно, вы будете поворачивать разные грани своего ума и сознания, чтобы оценить то, что вы наблюдали, переживали и делали. Многим ученикам нравится также использовать цветовые обозначения, например, каждую точку зрения обводить в рамку своим цветом: Негативный Ум — красным, Позитивный Ум — зелёным, Нейтральный Ум — голубым, состояние шуньи — белым цветом, а первое, личное, описание — серым, коричневым или жёлтым, цветом земли.

В какой манере вы будете писать — абзацами, сплошным текстом, в стихотворной форме, в форме разговора между разными вашими частями — это ваше дело. У каждого из нас есть свой стиль, который нам ближе и лучше всего служит нашему самовыражению. Некоторые люди не привыкли писать, или стесняются, или чувствуют себя неуверенно.

Преодолейте свои сомнения и неуверенность — это ваши блоки. Ведение дневника — 

простая практика, позволяющая вам выражать себя, наблюдать за собой и своей жизнью. Если вы не знаете, как начать, просто начните писать без всяких условий. Или возьмите для начала одно какое-нибудь событие, идею или чувство. Некоторые люди, предпочитающие структуру, каждый день систематически задают себе определённый набор вопросов, когда оценивают тот или иной опыт. Поэкспериментируйте и найдите, что подходит вам больше всего. Если вам нужны вдохновение или помощь, обратитесь к своему учителю, товарищам по группе или ведущему курса. И помните: как бы вы ни организовали ведение своего дневника, всегда делайте это с любопытством, радостью, вниманием и открытостью.
 
Чтобы оценить, насколько ваш дневник отвечает требованиям и задачам «учебного журнала», сверяйтесь, все ли следующие пять пунктов вы охватили:
 
1) Что произошло? Вы описали события, чувства, новые идеи, проблемы или ситуации, имеющие отношение к данному модулю.
 
2) Какими были ваши реакции и поведение в данной ситуации (событии, проблеме, опыте)? Опишите своё отношение, чувства, свои прежние представления, прошлый опыт или навыки сточки зрения Негативного и Позитивного Умов.
 
3) Какое значение имеет данное событие, ситуация, опыт или практика для вас как личности, учителя и ученика?
 
4) Каково ваше новое понимание события, проблемы, ситуации или реакции, исходя из всей проделанной выше работы? Что вы узнали об осознанности и о той области йоги, которую вы сейчас изучаете?
 
5) Как вы отнесётесь и будете вести себя, если такая же или подобная ситуация, событие или проблема возникнет в будущем? Укажите, какой новый подход, понимание или усилие вы примените, и каким тогда может быть результат?
 

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДНЕВНИК

Ведение дневника — это процесс «в режиме реального времени». В ходе его выполнения сам этот процесс оказывает на вас воздействие. А также это аналитический процесс, подразумевающий периодическую оценку и осмысление. Оглядывайтесь назад, на свои новые наработки, и оценивайте, насколько вы продвинулись в выявлении областей, требующих улучшения, какими навыками овладели, какие новые способности и идеи стали использовать в своей повседневной жизни и в преподавании.

Дневник также можно использовать для обсуждения. Вы можете просто делиться какими-то выдержками из своего дневника, описанием событий, своими идеями и вопросами, вовлекая другого ученика в диалог, так чтобы вы оба извлекли из этого опыта пользу. Если вы занимаетесь в группе, вы можете периодически — раз в 1-4 недели — собираться, чтобы обсудить свои наблюдения, оценить, в какой степени вам удалось интернализовать изменения и кристаллизовать их в своих действиях и восприятии, а также вместе подумать, как решать возникающие проблемы. Также вы можете проводить совместные медитации всей группой для поддержания развития в себе ключевых способностей. Или вы можете прорабатывать материалы своего дневника со своим преподавателем. Если вы участвуете в курсе, который длится несколько недель или состоит из нескольких сессий, дневник может оказать вам неоценимую помощь в формулировке вопросов на общих дискуссиях. А также он поможет вам сформулировать, как бы вы стали объяснять те или иные вопросы ученикам в личном общении и на занятиях в классе.

Мы надеемся, что ведение этого «путевого дневника» обогатит ваш опыт, полученный на данном модуле или на всём курсе «Трансформация», и вы будете снова и снова обращаться к своим записям, и они будут помогать вам не только в преподавании, но и в вашей жизни.