«Мы ненавидим, когда друзьям везет», – пел Моррисси (экс-вокалист культовой британской группы The Smiths). Пожалуй, «ненавидим» громко сказано, тем не менее, хоть это и грустно, факт остается фактом: вместо того чтобы радоваться чужой удаче, чаще мы ей завидуем. Бывает, мы даже испытываем виноватое удовольствие, наблюдая за злоключениями окружающих, например, когда смакуем свежие сплетни о проблемах в личной жизни знаменитостей. Этот феномен стар, как мир. Более двух тысячелетий назад Патанджали и Будда учили практике мудиты как противоядию от внутренней установки, что чужое счастье ставит под угрозу наше собственное. Мудита, третья из брахмавихар, или йогических учений о любви. Это умение активно радоваться удаче и благим поступкам других.
В Йога-сутре 1.33 Патанджали советует нам практиковать сорадование добродетелям окружающих ради обретения покоя своего ума. Всем известно, в какое смятение приводит наши мысли зависть и сколько боли это причиняет. Зависть не способна уменьшить счастье того, на кого она направлена, зато очень даже может разрушить нашу безмятежность. Далай-лама говорит о мудите как о своего рода «мудром эгоизме». Он указывает на то, что население Земли составляет шесть миллиардов человек и что, научившись радоваться счастью других, мы увеличиваем свои шансы быть счастливыми в шесть миллиардов раз!
Корень санскритского слова «мудита» указывает на ощущение довольства, радости и даже восхищения (преувеличенная степень часто встречается в переводах Йога-сутр Патанджали). Несмотря на то, что мудиту нередко трактуют как альтруистское отношение к окружающим, в котором «я» отступает на задний план, существует и более широкий взгляд. К примеру, вьетнамский мастер дзен Тих Нат Хан говорит, что нет необходимости разделять себя и других. В «Учениях о любви» он пишет: «На более глубоком уровне мудита – это умиротворенная радость не только от созерцания других счастливыми, но и от переживания гармонии внутри себя. Как мы можем радоваться чужому счастью, не радуясь за себя?» Однако последнее дается нам, как правило, с трудом.
* Полоса препятствий
Самым большим препятствием к ощущению радости является негативная самооценка, влияющая на наши взаимоотношения с окружающим миром. Когда мы относимся к себе сверхкритично, постоянно сравниваем себя с другими и при этом испытываем зависть, в нас рождаются чувства неполноценности и одиночества. Мучительные сомнения в собственной значимости не позволяют нам распахнуть свое сердце для радости, будь то радость за самих себя или за кого-то еще. Мы можем искренне сопереживать страданиям симпатичных нам людей, но тем не менее завидовать их успеху. За завистью неизменно следует очередной виток самобичевания, и так может продолжаться до бесконечности. Подобное болезненно-неустойчивое состояние ума создает трудности для развития мудиты. Вы должны осознать свою безусловную ценность и достичь мира с самим собой, что в свою очередь поможет по-настоящему открыться навстречу радости. Быть может, именно в силу того, что мудита труднодостижима, она обладает огромным потенциалом и способна освободить от предвзятого отношения к себе и окружающим, от критичных суждений и зависти, соответственно, и от связанных с ними комплексов и чувства отчужденности. Внутренние препятствия для развития радости обладают характером метастазов, поэтому очень важно замечать их в момент возникновения. К примеру, если вы привыкли судить себя, то, вероятнее всего, будете судить и окружающих. В результате ум становится жестким, критичным, невосприимчивым ко всему, что расходится с вашей точкой зрения, и неспособным это принять и оценить. О каком чувстве радости здесь может идти речь? Мудита – это не только способность разделить радость с другими, но и искренняя готовность принять тот факт, что у других может быть иное, отличное от вашего представление о счастье. Вы можете не быть любителем кошек, уличным музыкантом, бухгалтером, однако, если эти люди искренне счастливы и при этом не причиняют вреда себе и окружающим, есть повод за них порадоваться. Вот что составляет сущность практики мудиты.
Еще одно серьезное препятствие для ощущения радости – это привычка сравнивать себя с другими людьми. Неважно, считаете ли вы себя лучше, хуже или равным им, сам акт сравнения свидетельствует о том, что вы пытаетесь самоопределиться за чужой счет. Мудита, как и остальные брахмавихары, помогает осознать, что право на счастье вам дает сам факт вашего бытия, а не то, что вы такой же, как все, или умнее, богаче, добрее и «лучше» окружающих. Когда вы постигаете эту истину, то наслаждаетесь чужим счастьем, а не видите в нем угрозу. Ваши отношения с миром приобретают дух общности, а не соперничества.
* Навести фокус
Мы можем сами создать предпосылки для того, чтобы ощущение радости присутствовало в нашей практике асан, во время медитации и в повседневных делах. Когда мы целенаправленно сосредотачиваемся на своих успехах в классе йоги или на положительных аспектах любого жизненного опыта, мы тем самым противостоим привычке ума фиксироваться на «дурном». Никто не отрицает, что в жизни есть место боли и неудачам. В конце концов мудита – это третья по счету брахмавихара, культивируемая после метты, которую можно рассматривать как полное приятие себя и всего сущего, и каруны, предполагающей сострадательную открытость любым недомоганиям на уровне тела, ума, эмоций и жизненной энергии. Данный порядок не случаен: мы не сможем впустить в свое сердце радость, если пойманы в сети привязанности или неприязни. Но стоит принять вещи такими, как они есть, так же как мы способны переместить фокус внимания на позитивные стороны своего опыта, например, на движение энергии по телу при выходе из Стойки на руках, на свежий запах дождя во время прогулки или пение птиц за окном ранним утром.
Опыт и переживания необязательно должны быть приятными. Чувство радости можно взрастить и на основе нейтральных ощущений. Тих Нат Хан иллюстрирует это на примере отсутствия зубной боли. Когда у нас болят зубы, мы думаем только о том, как мы страдаем и как было бы здорово, если бы это прекратилось. Но, излечившись, пренебрегаем радостью от отсутствия боли. Сосредотачиваясь на нейтральных аспектах опыта, например, на том, что у нас что-то не болит, мы чувствуем, как внутри поднимается теплая волна благодарности. Практикуя такую осознанность, мы получаем доступ к неведомому ранее источнику бесконечной радости.
Продолжительное и глубокое расслабление – верный путь к развитию радости во время занятий йогой. Находясь в Шавасане, мысленно ласково «прикоснитесь» к различным частям своего тела. К примеру, на вдохе переведите внимание в область глаз и, внутренне улыбнувшись, на выдохе ощутите по отношению к ним любовь и благодарность. Таким образом пройдитесь по всему телу, задержавшись на зонах, вызывающих беспокойство. Учитесь радоваться и ценить ту работу, которую выполняет для вас ваше тело.
* И это тоже пройдет
Способность испытывать радость также усиливается за счет размышления о непостоянстве. Патанджали и Будда учили, что одной из главных причин дукхи (страдания, или неудовлетворенности) является наша неспособность увидеть изменчивую природу вещей. Когда все хорошо, мы живем в уверенности, что так будет всегда, и перемены приносят нам жестокое разочарование. А если дела обстоят неважно, мы не думаем о том, что это тоже пройдет. Осознание непостоянства и бренности всего сущего, включая нас самих, заставляет нас острее чувствовать радость жизни. Мы перестаем воспринимать людей и события как данность. Мы пробуждаемся от спячки и становимся полноценными участниками жизненного процесса, радуясь каждому новому мгновению. Память о непостоянстве позволяет ценить хорошее без привязанности и более спокойно относиться к неудачам.
* Радость на практике
Формальная практика мудиты бхаваны (культивации радости) в традиции буддийской йоги предполагает сорадование всем живым существам, включая нас самих. Более того, постигая взаимозависимую природу вещей, мы осознаем, что в действительности счастье других – это наше счастье.
Для начала нужно сосредоточиться на том хорошем, что есть внутри нас. Вспомнить какой-либо свой позитивный поступок, проявление доброты, щедрости, заботы или любви. А затем обратиться к себе со следующими благопожеланиями:
Пусть я научусь ценить выпавшие мне счастье и радость.
Пусть они возрастают и множатся с каждым днем.
Пусть исполнюсь я радости и благодарности.
Безусловно, вы можете использовать другие, созвучные вам формулировки – главное, чтобы в них присутствовали жизнеутверждающий настрой и элемент ободрения. Адресуя себе эти пожелания, будьте открыты для любого отклика со стороны тела и ума. Что происходит с ними во время практики и есть ли реакция вообще? Не стоит ожидать, что вас сразу же охватят чувства радости и признательности. Иногда возникает противоположный эффект: вместо благодарности и удовлетворенности в вас возрастают сомнения и критицизм. Просто отметьте это и возвращайтесь к благопожеланиям, постаравшись вложить в них как можно больше сочувствия и доброжелательности. Практикуйте так некоторое время, а затем переходите к следующему этапу согласно принятой в буддизме последовательности – направлению добрых пожеланий благодетелям, то есть тем, кто вдохновляет вас и помогает вам на жизненном пути.
Пусть мои благодетели будут счастливы и радостны.
Пусть их сердца будут полны признательности за эти счастье и радость.
Пусть счастье и удача моих благодетелей возрастают.
Пусть преуспеют они во всех благих начинаниях и пожнут плоды благодарности.
Далее в качестве объекта практики вы выбираете друзей и любимых, за ними следуют малознакомые люди, к которым вы испытываете нейтральные чувства, а затем вы направляете добрые пожелания тем, с кем у вас сложные отношения. Это непростая задача, но попробуйте найти в своем сердце место для радости за тех, кто по какой-либо причине утратил ваше расположение. Посвятите им следующие строки:
Пусть возрастут ваши радость и счастье.
Пусть ваша жизнь будет полна счастливых моментов.
Пусть сопутствуют вам удача и признательность.
Если на данном этапе практики у вас возникнут трудности, отметьте это без лишних суждений и вернитесь к медитации на друзей и любимых или на самого себя. Поверьте, что со временем ваше сердце станет достаточно большим, чтобы вместить и тех, кто сейчас вызывает в вас неприятие или зависть. Рано или поздно вы поймете, что их радость и успех не ставят под угрозу ваше собственное счастье.
В качестве финального аккорда направьте благопожелания всем живым существам без исключения. Представьте, что эти пожелания, подобно лучам, расходятся от вас во всех направлениях, достигая каждого во Вселенной. Перед тем как завершить практику, побудьте какое-то время в тишине, наблюдая за своими ощущениями и дыханием. Каким бы ни был ваш опыт, отнеситесь к нему с уважением.
* Сила счастья
Счастье – это не материальные блага, которые можно исчерпать или запасти впрок. Счастье, подобно любви, возрастает, когда делишься им с другими. Когда мы искренне счастливы за окружающих, мы сами становимся счастливее, и наш ум, по словам Патанджали, успокаивается. А сорадуясь всем без исключения живым существам, мы по определению включаем себя в их число! Культивация мудиты – метод познания взаимосвязи и взаимозависимости всех живущих, благодаря которому наше ощущение радости только увеличивается.
Автор: Фрэнк Джуд Бочио