Йога-нидра – лучшая практика расслабления – решает многочисленные проблемы и даже меняет судьбу.
Cовременные люди западного склада, пустившиеся в погоню за успехом и высоким уровнем жизни, находятся в постоянном напряжении. Непрерывная гонка не только изматывает, но и приводит к многочисленным проблемам, например перенапряжению. Когда заваленному работой человеку наконец удается передохнуть, он просто не может расслабиться. Тогда-то и приходится обращаться за помощью к психотерапевту, который прежде всего предложит традиционный набор транквилизаторов, антидепрессантов и других медикаментозных средств, которые зачастую не только не решают проблемы, но и создают другие, не менее серьезные. Встречи с психоаналитиком – дело хорошее, но они могут длиться годами, не приводя ни к какому результату. Так что современный человек как никогда нуждается в простых, эффективных и безопасных средствах восстановления психики. Именно о таком средстве – специфической технике расслабления – мы и поговорим.
Метод глубокого расслабления – йога-нидра – создан Свами Сатьянандой, основателем Бихарской школы йоги. В одной из древних линий ведического развития йоги, описанной в «Ригвидхане», существовал ритуал жертвоприношения богу Вишну. В начале ритуала нужно было представить божество (визуализировать его), а потом спроецировать на его воображаемые органы определенные буквы санскритского алфавита и священные символы – шестнадцать стихов девяностого гимна Ригведы «Пурушасукта». Потом вообразить свое тело и спроецировать образы мантр уже на него. Так тело практикующего уподоблялось телу божества и приобретало его свойства – сиддхи. Подобная практика – ритуальное проецирование – называлась «ньясой» (буквальный перевод – «помещать ум в точку»), выполнялась в положении сидя и была довольно сложной.
Йога-нидра Сатьянанды – модификация ньясы, в которой вместо наложения мантр происходит перемещение внимания по телу. Йога-нидра приводит сознание в пограничное состояние между сном и бодрствованием. Практикующий следует за голосом ведущего, определяющего последовательность перемещения. Известно, что внушение возможно только потому, что мозг находится в состоянии «частичного торможения» (в тибетском буддизме это называется ми-лам бардо – «пребывание между»). Между сном и бодрствованием сознание проходит несколько фаз торможения:
бодрствующее сознание: тонус в норме; возбуждение пропорционально торможению;
фаза уравнительная: слабые и сильные раздражители вызывают одинаковые реакции;
переходная, или парадоксальная, – слабые раздражители вызывают сильную реакцию либо реакция не возникает вовсе;
ультрапарадоксальная – положительные стимулы вообще не вызывают ответа, а отрицательные – ответ положительный;
наркотическая фаза – одинаково ослабленная реакция на любые воздействия;
полное торможение – глубокий сон.
С помощью йога-нидры можно достичь состояния, когда сознание превращается во внимание. Кажется, что человек спит, но это не так. Если нидра – это обычный сон, то йога-нидра – это короткие отключения сознания, когда происходит сброс внутреннего напряжения.
Информация, передающаяся сознанию во время глубокого расслабления, усваивается гораздо лучше, чем обычно. Это состояние на Западе называют гипнотическим – внутренняя цензура снята и ум предельно восприимчив. Загипнотизированному человеку могут быть даны различные установки (санкальпы) – это и есть, по мнению Сатьянанды, главный секрет экстраординарных способностей великих йогов.
Полное погружение
Что это за практика – йога-нидра? Все очень просто: ведущий определяет схему движения внимания по телу и надиктовывает указания, а слушатель выполняет его инструкции, пребывая в Шавасане. Йога-нидра может включать санкальпу, но при этом нужно помнить, что внедрение установок в подсознание весьма опасно.
Во время выполнения стандартного варианта йога-нидры (без санкальпы) происходит монотонное ритмичное перемещение внимания по телу. Слушатель не обдумывает инструкции, свое отношение к ним, не старается их выполнять в точности, не ожидает какого-то результата и т. п., и его сознание как бы «притормаживает».
Когда йога-нидра выполняется в первый раз, то реакция может быть следующая:
- сознание полностью выключается, наступает сон;
- практикующий помнит речь инструктора с начала до конца;
- практикующий то слышит голос инструктора, то нет, восприятие пунктирное.
Когда практикующий усваивает только часть информации, это говорит о том, что состояние психики удовлетворительное. Когда все запоминается дословно, значит, у человека серьезные внутренние проблемы.
Процедуру лучше всего выполнять в свободной одежде и желательно на пустой желудок. На закрытые глаза надевается повязка. В помещении, где проводится йога-нидра, следует соблюдать полную тишину, и практикующий не должен мерзнуть. После завершения процедуры гипотоники могут ощутить легкий озноб. Чтобы снять его, нужно сделать несколько энергичных движений.
Когда происходит полная релаксация, внутреннее напряжение сбрасывается совершенно непредсказуемым образом, так возникают аутогенные разряды – необычные образы, подергивание конечностей, иллюзия изменения размеров и формы тела, ощущение полета, падения и т. д. Не нужно этого пугаться, это очень полезно. Не должно быть только тошноты и ощущения опрокидывания, кувырка назад через голову. Такая реакция говорит о проблемах с центральной нервной ситемой.
После того как практикующий освоит технику глубокого расслабления, бессознательное начинает освобождаться от всего вытесненного в него ранее. Происходит процесс разгрузки, очищения и восстановления изначальной целостности психики. Если во время практики сознание отключается, это не сон – бессознательное постепенно начинает регенерацию, скрываясь за ширмой сна.
Без притеснений
Полный вариант выполнения йога-нидры включает не только глубокое расслабление. Сатьянанда в своей работе «Йога-нидра» описывает восемь этапов освоения практики. Один из них – осознание санкальпы. Сатьянанда дает ей такое определение: «Санкальпа есть краткое позитивное ментальное утверждение (ни в коем случае не отрицание, в крайнем случае допустим вопрос), сформулированное в настоящем времени». Дело в том, что отрицание – главное препятствие, мешающее восприятию. Поэтому практика принесет пользу, только если удастся четко сформулировать то, чего вы хотите, а не то, от чего отказываетесь.
В отличие от прочих методов воздействия, когда на изменение личности влияет кто-то посторонний (гипноз, НЛП и т. д.), право выбора санкальпы остается за самим практикующим. Тот, кто начитывает текст, ничего о ней не знает. Практика, выстроенная грамотно, дает возможность принять решение и внести нужные изменения, подсказанные человеку его собственным подсознанием.
У каждого человека годам к тридцати, а то и раньше накапливается солидный багаж проблем, искажающих восприятие (аберрации). Эти искажения вызваны разного рода негативными факторами: тяжелой обстановкой в семье, перегрузками, стрессами, неудачами в жизни и проблемами со здоровьем. Все это приводит к вытеснению в бессознательное огромного количества негативной информации, с которой сознание не справляется. Проблемы не погребают под собой человека только лишь потому, что он перестает осознавать их. Но ценой относительного комфорта становится общий системный перекос.
Таким образом, все выводы, умозаключения человека, находящегося в помраченном сознании, становятся ущербными. Каким образом такой человек сможет выбрать правильный путь – ту самую санкальпу, которую рекомендует использовать Сатьянанда практически с самого начала освоения нидры? Ответ прост: такой санкальпы не существует! Любая установка, даже безупречно логически выстроенная, без предварительного очищения от ранее вытесненного будет ошибочна и только усугубит проблемы. Нужно выполнять йога-нидру как обычную релаксацию до тех пор, пока:
- не будет освоено глубокое расслабление;
- не будет разгружен весь ранее накопленный негатив.
Если после этого проблема не разрешится либо не прояснится, следует использовать санкальпу в форме вопроса: «Чего я не понимаю в своей жизни?» И когда ответ придет в каком-либо виде, проблема окажется полностью исчерпана или оценка ситуации может быть использована для того, чтобы правильно сформулировать санкальпы! Это очень нелегкая задача, грамотное решение которой требует помощи опытного специалиста.
По моему велению
На чем основано действие санкальпы? В йога-нидре сознание практикующего опирается исключительно на восприятие голоса. Все прочие источники поступления информации заблокированы. Это позволяет оставаться на грани сна и бодрствования, где снята текущая цензура. Человеку, слушающему инструкции, нет нужды бороться с самим собой и менять привычную систему оценок. Санкальпа, как данная извне, так и принятая самим субъектом после множества повторов, проникает в бессознательное и становится его активным элементом. С этого момента все ресурсы системы так или иначе направлены на выполнение данной установки. А если вдруг она окажется неверна…
Допустим, я хочу бросить курить. Казалось бы, все просто и санкальпа однозначна: «Меня больше не тянет курить». Проходит 2–3 месяца практики – и действительно, я больше не прикасаюсь к табаку. Но вдруг развивается бессонница, от которой не спасает ни одно снотворное. Я начинаю понимать, что где-то ошибся...
Однако если грамотно подойти к практике йога-нидры, никаких нежелательных побочных эффектов не возникнет. Первый повтор санкальпы в начале практики сравнивают с посадкой семени в подготовленную почву, второй – с его поливкой. Менять последовательность запрещено, решение не должно корректироваться – вплоть до мельчайших деталей, пока оно не будет выполнено. Но в любом случае йога-нидру целесообразно использовать только как метод глубокого расслабления, без каких-либо установок, ибо эти игры весьма опасны.
Сорок минут практики глубокого расслабления приравниваются к четырем часам хорошего сна. Сатьянанда утверждает, что способность спать, видеть сновидения и в то же время сохранять сознание, приобретенная во время практики йога-нидры, уникальна и владеют ею пока лишь немногие.
Древние утверждали: «Только свободный человек не делает ошибок». Способность к восприятию и постижению истины возникает лишь тогда, когда мы не зависим от прошлого и на душе у нас покой.