Свами Сатьянанда Сарасвати о дыхании

  • Posted on: 2 October 2022
  • By: venera02.07

Исследуя дыхание, свара йогины обратили внимание на то, что оно как бы волнами расходится по всему телу. Они смогли зафиксировать, как прана впитывается различными органами и распределяется по всему организму. Кроме того, они определили, как прана циркулирует, изменяется и приспосабливается к функциям каждой части тела или комплексу.
Тело, ум и чувства поностью зависят от праны. В Прашна Упанишаде рассказывается о том, как однажды чувства и ум провозгласили себя «полководцами» тела. Но прана сказала им: «Не обольщайтесь, пожалуйста, только я одна буду себя разрывать на пять частей и поддерживать всех вас». Сказав это, прана покинула тело. Ум и чувства также поспешили покинуть тело, как «пчелы, которые вылетают из ульев, когда вылетает матка, и возвращаются обратно вместе с маткой»
Каждая вайю имеет свое направление пранического потока, который локализован в определенной части тела. Наиболее мощными потоками обладают прана (восходящий поток) и апана (нисходящий поток). Прана вайю функционирует в грудной области, стимулируя систему органов дыхания и усвоение праны. Когда диафрагма сокращается, в легких возникает вакуум и воздух вместе с праной естественно впитывается телом. Происходит вдох.
Противоположную функцию выполняет апана, которая локализована в области ниже пупа, ближе к тазу. Эта энергия выталкивания особенно активно функционирует в кишечнике и мочеполовом комплексе. Апана изгоняет из тела газы и испражнения. Все тело контролируется этими двумя важнейшими движениями праны и апаны. В течение дня более активна прана, а ночью активизируется апана.
Однако ключ к освобождению находится в самане, в третьей вайю, которая уравновешивает прану с апаной. Саманау называют «средним дыханием», которое локализовано между сердцем и пупом и выполняет свою основную функцию - ассимиляцию праны. С физиологической точки зрения самана возрождает жизнеспособность печени, поджелудочной железы, желудка и пищеварительного тракта. С точки зрения дыхания самана занимает промежуточное положение между вдохом и выдохом.
После среднего дыхания активизируется удана, которая по утверждению Майтри Упанишады «поднимает и несет вниз то, что было съедено». Удану называют «верхним дыханием», потому что она локализована в горле и на лице, т.е. способствует глотанию и отражается в мимике лица и речи.
Обычно удана доносит прану от саманы до вьяны, которая затем распределяет прану по всему телу, снабжая его питательными веществами, жидкостью и энергией.
Благодаря этому все части тела продолжают взаимодействовать и сопротивляться распаду.


/Свами Сатьянанда Сарасвати - Свара йога/