В древности (а кое-где в Индии, когда уединяются для практики высших форм йоги, и по сей день, люди питались в основном фруктами, овощами и корнеплодами. Зачастую все это не подвергалось обработке.
Древнеиндийская система медицины, аюрведа, которой более трех тысяч лет, утверждает, что на полное переваривание и усвоение пищи уходит месяц. Согласно древним авторитетам, этот большой срок требуется для того, чтобы пища была ассимилирована и преобразована в семь различных компонентов, из которых состоит человеческое тело, а именно:
1) хилус,
2) кровь,
3) плоть (мышцы),
4) жир,
5) кости,
6) костный мозг,
7) семя.
В каждой из этих составляющих пребывает свой особый «огонь», то есть энергия, с помощью которой еда очищается и грубое вещество отделяется от тонкого. В первые 24 часа после еды грубый материал (клетчатка и подобные) покидает тело благодаря активности тонкого и толстого кишечника, а его тонкая часть превращается в хилус (на санскрите раса, буквально сок, смак, суть). С помощью энергии хилуса пищевые элементы в нем разделяются на отходы, которые называются слизью (на санскрите шлешман, что и по звучанию, и по смыслу похоже на греческое «флегма»), а тонкая часть объединяется с кровью.
С помощью «огня», свойственного крови, пища еще раз разделяется на две составляющие, одна из которых желчь (горячая, огненная, влажная и горькая), а другая — ассимилируется плотью. Именно желчь экстрагирует энергию пищи в желудке. Фактически, внутренний пищеварительный огонь, находящийся в желудке, часто отождествляется с желчью. Далее, благодаря «огню», присущему плоти, пища в ней разделяется на жир и отходы, например ушную серу. А жир, в свою очередь, превращает некоторые составляющие пищи в кости и пот. Затем энергия костей создает ногти и волосы, а тонкая часть еды становится одним из компонентов костного мозга. Пищевой элемент в костном мозгу, с помощью свойственного лишь ему «огня», в свою очередь превращается в красные кровяные тельца и семя, а грубые элементы — в такие отходы, как выделения из глаз. Сперма уже вполне чиста, в ней нет никаких отходов. Посредством системы йоги ее энергию можно трансмутировать, чтобы пробудить силу кундалини. Все это я изложил для того, чтобы стало ясно: древние индийцы считали ассимиляцию весьма сложным процессом, занимающим много дней. Осведомленность древних индийцев просто поражает: они знали об окислении (благодаря которому в кровяных тельцах рождаются новые клетки), о том, что клетки выделяют продукты жизнедеятельности (например, двуокись углерода, излишек воды и грубые части продуктов белкового обмена), и о том, что жир представляет резервное топливо для нервных клеток. На западе принципы кровообращения были открыты в 1628 году англичанином Гарвеем. Но древние йоги за несколько тысяч лет до этого знали о природе кровообращения и умели управлять этим процессом с помощью специальных упражнений. Задолго до Гальвани (который первым высказал мысль, что принцип управления работой мышц связан с электрическими сигналами) древние йоги знали об электрических импульсах как основе движений тела и совершенно правильно усматривали связь между светом и другими феноменами.
Но вернемся к питанию. Я выступаю за вегетарианство не потому, что птиц, зверей и рыб приходится убивать, прежде чем съесть, но потому, что вегетарианская пища содержит в себе абсолютно все вещества, в которых нуждается тело.
Согласно древним индийцам, человеческое тело составлено из пяти элементов — воздуха, земли, воды, огня и эфира. Все эти элементы присутствуют в наиболее «питательной» форме в овощах и фруктах. Те, кто употребляет мясо, рыбу или молочные продукты (яйца, молоко, творог), получают питательные вещества не непосредственно из первоисточника, как многие живые существа в природе, а опосредованно, через тела животных. Именно поэтому я предпочитаю вегетарианскую диету как самую подходящую для поддержания телесного здоровья. Человеку, практикующему йогу, еды нужно не много. Он способен извлекать пять элементов прямо из атмосферы, подобно растениям. Все плоды, орехи и овощи суть не что иное, как эти же элементы — воздух, земля, вода, огонь и эфир, — превращенные в пищу под воздействием солнца. Следовательно, наилучший способ получить эти элементы — прямо из атмосферы, посредством дыхания и солнечных ванн. Второй, не менее плохой способ — взять их из плодов и овощей, а третий — извлечь из молочных продуктов. Молоко и яйца менее «грубые», чем мясо. Для йоги и аюрведы все сущее, например звери, птицы, рыбы, овощи, люди и, по всей видимости, минералы — например, кусок скальной породы, составлены из одних и тех же элементов, пронизанных силой. Эта сила, проявленная в человеке, возвысила его над остальной природой. Однако эта же сила присутствует и в скале, но в непроявленном виде. Различие здесь только количественное, а не качественное.
Между всеми нами существует не только физическое единство, поскольку мы составлены из одного и того же вещества, но и сами наши мысли тоже сделаны из этого материала. Налицо полное сходство между моей мыслью и вашей. Когда ваша мысль проникает в мою голову, две мысли становятся одной. Все мысли приходят из единого океана мысли. Чем обширнее наш кругозор, тем ближе мы к истинной реальности. Если мы пришли к общему понятию «человек», то начинаем понимать, что все люди едины. Обобщая это представление еще дальше, мы обнаружим, что люди и животные также едины. Еще дальше — и мы понимаем, что люди и растения едины и даже, по всей видимости, безжизненная материя тоже едина с нами.
Согласно убеждениям йогов, пища нам нужна не столько для энергии, сколько для восполнения вещества тела. Йоги полагают, что основная энергия берется не из пищи. Если бы пища была энергией, можно было бы вовсе не спать, а только постоянно есть и работать. А на самом деле энергия — это прана, Изначальная всепроникающая сила. Особь получает ее, когда объединяется со всеобщим в бессознательном состоянии сна или же сознательно во время самадхи. Человеческое тело состоит из пяти элементов (воздуха, земли, воды, огня и эфира) и постоянно нуждается в их пополнении. Этих элементов больше в овощах, чем в молочных продуктах, потому что растения усваивают эти первостихии непосредственно, а большинство животных получают их уже опосредованно, поедая растения. Овощи, выращенные на солнце и свежем воздухе, на органической почве без добавления химикатов, особенно богаты этими элементами. Если питаться по правилам, то самой пищи человеку необходимо немного, как вполне убедительно доказал всему миру Махатма Ганди. Многочисленные посты только омолаживают тело, предоставляя отдых органам пищеварения и ассимиляции. Если еда подверглась варке, то многие ее ценные компоненты рассеиваются в окружающей среде. Часть процесса расщепления, которая должна была бы произойти в желудке, таким образом осуществляется за его пределами. Аппетитные запахи блюд свидетельствуют о том ценном, что было высвобождено и бесполезно развеяно по ветру. Все это стоило бы отдать телу. Как можно удостовериться, что самая существенная и тонкая часть пищи не была растрачена в процессе приготовления? Если питаться продуктами, которые не были подобным образом лишены своего тонкого жизнетворного начала, то очень скромного их количества хватит, чтобы полностью обеспечить потребности нашего тела. Сам я живу на одних только сырых плодах и овощах уже больше двадцати лет и весьма хорошо себя чувствую. Впрочем, никому не рекомендую резко бросать невегетарианское питание и обращаться в вегетарианство. Гораздо правильнее будет переходить к нему постепенно. Я от души рекомендую употреблять в пищу проросшие семена и орехи. В них содержатся питательные вещества, которых нет в спящем зерне, и они удачно дополняют плодоовощное вегетарианское питание. Сам я для эксперимента прожил на одних проросших семенах полгода. Готовить их можно прямо на дому или даже в гостинице, где нет кухни. У них есть и еще одно преимущество — дешевизна. Когда зерно прорастает, крахмал и белки преобразуются в питательные вещества, предназначенные для питания только что зародившегося семени. Вот почему они очень полезны пожилым людям, маленьким детям или инвалидам. Солодовое молоко (оно приготовляется из проросшего ячменя) или сухое печенье отлично подходят младенцам. Те, кто не может переварить плотный завтрак, с большим удовольствием съедят завтрак из проросших семян и крупы. Китайцы поступают очень мудро, употребляя в больших количествах проросшую сою. Традиционный индийский или цейлонский завтрак — до-ша, поглощаемая в больших количествах, — приготовляется из крупы проросшего зерна бобовых, называемого урад дхалль. Питание проросшими семенами и крупами дает такие же результаты, как прямое внутривенное вливание глюкозы. При этом полурасщепленный крахмал, белки и жиры поступают прямо в кровяное русло в виде Сахаров и аминокислот. Такой вид питания даже лучше, чем плодоовощная диета. Ведь плоды после сбора понемногу теряют свою питательную ценность (в Америке многие плоды собираются еще незрелыми). С другой стороны, проросшие зерна продолжают расти в самом буквальном смысле слова у вас на ложке, и они богаты витаминами и минеральными веществами. К тому же, когда семя прорастает, в нем присутствуют многие питательные вещества, о которых современная наука пока и не подозревает. Если в рационе достаточно проросших семян, нет нужды особо заботиться о том, какие витамины присутствуют в пище, а каких недостает. Проросшие зерна естественны и приятны на вкус. В процессе роста в них увеличивается процент фруктозы. Хорошо жуя хлеб, замечаешь, что он сладковат, хотя его и солили. Это происходит потому, что пищеварительный сок преобразовывает крахмал в глюкозу. Подобный процесс непрерывно протекает и в прорастающем зерне. Многие крупы и зерна, например бобы мунго, чечевицу, горох, кукурузу, ячмень, рожь, просо, миндаль, кунжут, фисташки, семечки подсолнуха, арахис, — все это можно проращивать и употреблять в пищу. Семена красного клевера, редиски, люцерны, соевые бобы отлично прорастают и могут употребляться и как хорошая приправа, и как основное блюдо.
Крупы и семечки проращивают, держа их в воде от десяти до восемнадцати часов. Потом их накрывают влажной тканью и оставляют еще на десять — восемнадцать часов (в зависимости от температуры в комнате) в темном месте.